Из Ошо "Осознанность"
Глубочайший внутренний центр — в молчании. читать дальшеНачни оттуда.
Если ты не в молчании — если ты не знаешь, как сидеть в молчании или стоять в молчании в глубокой медитации, — что бы ты ни делал, это будет реакцией, не действием. Ты реагируешь. Кто-то тебя оскорбляет, нажимает на кнопку, и ты реагируешь. Ты испытываешь гнев, ты набрасываешься на него — и ты называешь это действием? Это не действие, заметь, это реакция. Он манипулирует тобой, а; ты марионетка. Он нажал на кнопку, и ты включился, как машина. Точно так же, как ты нажимаешь на кнопку, включая или выключая свет, — именно это люди делают с тобой. Они тебя включают и выключают.
Кто-то приходит и тебя хвалит, надувает твое эго, и ты чувствуешь себя великолепно. Потом кто-то прихо¬дит и прокалывает тебя, и ты просто сдуваешься и пада¬ешь на землю. Ты не хозяин самому себе. Кто угодно может тебя оскорбить и сделать печальным, гневным, раз¬драженным, взвинченным, насильственным, безумным. И кто угодно может тебя похвалить и заставить почувство¬вать себя на высоте, почувствовать себя величайшим из людей, в сравнении с которым меркнет Александр Вели¬кий. Ты действуешь в соответствии с манипуляциями других. Это не настоящее действие.
читать дальшеБудда шел по деревне, и люди пришли и стали его ос¬корблять. И они употребляли все оскорбительные слова, ко¬торые только знали. Будда стоял и молча слушал, очень внимательно, а потом сказал:
— Спасибо, что вы пришли ко мне, но я тороплюсь. Я дол¬жен добраться до следующей деревни, меня там ждут. Я не могу сегодня посвятить вам больше времени, но завтра я вернусь, и у меня будет боль¬ше времени. Вы можете сно¬ва собраться, и завтра, если ос¬танется еще что-то, что вы хо¬тели мне сказать, но не смогли, вы сможете это сказать. Но сегодня — извините.
Эти люди не могли поверить своим ушам, своим гла¬зам: на этого человека совершенно ничего не действова¬ло, ничто его не отвлекало. Один из них спросил:
— Ты что, нас не расслышал? Мы оскорбляли тебя, как только могли, а ты даже не ответил! Будда сказал:
— Если вы хотели ответа, то пришли слишком позд¬но. Вы должны были прийти десять лет назад, тогда бы я вам ответил. Но за эти десять лет я перестал подда¬ваться манипуляциям других. Я больше не раб, я сам себе хозяин. Я действую согласно самому себе, не кому-то другому. Я действую согласно моей внутренней по¬требности. Вы ни к чему не можете меня вынудить. Все в полном порядке — вы хотели меня оскорблять, вы меня оскорбили. Пусть это принесет вам удовлетворе¬ние; вы прекрасно сделали свою работу. Но, что касается
меня, я не принимаю ваших оскорблений, а если я их не принимаю, они бессмысленны.
Когда тебя кто-то оскорбляет, ты должен стать вос¬принимающим; ты должен принять то, что он говорит, лишь тогда ты можешь реагировать. Но если ты не при¬нимаешь, если ты просто остаешься непривязанным, если соблюдаешь расстояние, если остаешься спокойным, что он может сделать?
Будда сказал:
— Кто угодно может бросить горящий факел в реку. Он останется горящим, пока не коснется реки. В то время, как он упадет в реку, огня не станет — река охладит его. Я стал рекой. Вы кидаете в меня оскорбления — они горят, когда вы их кидаете, но в то мгновение, как они достигают меня, в моей прохладе огонь гаснет. Они боль¬ше не ранят. Вы кидаете шипы — падая в мое молчание, они становятся цветами. Я действую из своей собствен¬ной внутренней природы.
Это спонтанность.
читать дальшеЧеловек осознанности, понимания действует. Человек, который неосознан, бессознателен, механичен, подобен роботу, реагирует.
И дело не в том, что человек осознанности только наблюдает, наблюдение — это одна сторона его сущест¬ва. Он не действует без наблюдения. Но не понимайте неправильно — вся Индия, например, неправильно пони¬мала таких людей, как Будда; поэтому вся страна потеря¬ла активность. Думая, что все великие мастера говорят:
«Сиди в молчании», эта страна стала ленивой, запущен¬ной. Эта страна потеряла энергию, силы, жизнь. Она стала совершенно тупой, неразумной, потому что разум обост¬ряется, лишь когда ты действуешь.
И когда ты действуешь от мгновения к мгновению из своей осознанности и наблюдательности, возникает вели¬кий разум. Ты начинаешь сиять, ты становишься светя¬щимся. Но это происходит благодаря двум вещам: на¬блюдению и действию из этого наблюдения. Если на¬блюдение становится бездействием, ты совершаешь са¬моубийство.
Наблюдение должно вести тебя к действию, к новому об¬разу действия. Новое качест¬во приводится в действие. Ты наблюдаешь, ты совершенно тих и молчалив. Ты видишь, какова ситуация, и из этого видения отвечаешь. Человек осознанности отвечает, он от¬ветственен — буквально! Он отвечает, он не реагирует. Его действие рождается из его осо¬знанности, не из твоих мани¬пуляций; в этом разница. По¬этому нет никакой несовмести¬мости между наблюдением и спонтанностью. Наблюдение — это начало спонтанности; спонтанность — осуществле¬ние наблюдения.
Настоящий человек понимания действует — дейст¬вует безмерно, действует тотально, но он действует в мгновении из своего сознания. Он подобен зеркалу. Обычный человек, бессознательный человек похож не на зеркало, а на фотопленку. В чем разница между зер¬калом и фотопленкой? Фотопленка, как только она за¬свечена, становится бесполезной. Она получает отпеча¬ток, подвергается впечатлению — она несет картину. Но помни, картина эта — не реальность, реальность про¬должает расти. Ты можешь пойти в сад и сфотографи¬ровать куст розы. Завтра эта фотография останется преж¬ней, и послезавтра тоже. Пойди и снова посмотри на куст розы — он больше не прежний. Старых роз не стало, появились новые розы. Случилась тысяча и одна вещь.
читать дальшеЖизнь никогда не статична, она постоянно меняется. Твой ум действует, как фотоаппарат, продолжает накап¬ливать изображения — это альбом. И из этих изображе¬ний ты продолжаешь реагировать. Поэтому ты никогда не верен жизни, потому что все, что бы ты ни делал, неправильно. Что бы ты ни де¬лал, говорю я, неправильно. Это никогда не подходит.
Одна женщина показывала своему ребенку семейный аль¬бом, и им попалась фотография красивого молодого человека — густые волосы, борода, очень молодой, очень живой. Мальчик спросил:
— Мама, кто этот человек?
— Разве ты его не узна¬ешь? — сказала женщина. — Это же твой папа!
Мальчик выглядел озада¬ченным, он сказал:
— Если это мой папа, кто же тогда этот лысый человек, который живет с нами?
Глубочайший внутренний центр — в молчании. читать дальшеНачни оттуда.
Если ты не в молчании — если ты не знаешь, как сидеть в молчании или стоять в молчании в глубокой медитации, — что бы ты ни делал, это будет реакцией, не действием. Ты реагируешь. Кто-то тебя оскорбляет, нажимает на кнопку, и ты реагируешь. Ты испытываешь гнев, ты набрасываешься на него — и ты называешь это действием? Это не действие, заметь, это реакция. Он манипулирует тобой, а; ты марионетка. Он нажал на кнопку, и ты включился, как машина. Точно так же, как ты нажимаешь на кнопку, включая или выключая свет, — именно это люди делают с тобой. Они тебя включают и выключают.
Кто-то приходит и тебя хвалит, надувает твое эго, и ты чувствуешь себя великолепно. Потом кто-то прихо¬дит и прокалывает тебя, и ты просто сдуваешься и пада¬ешь на землю. Ты не хозяин самому себе. Кто угодно может тебя оскорбить и сделать печальным, гневным, раз¬драженным, взвинченным, насильственным, безумным. И кто угодно может тебя похвалить и заставить почувство¬вать себя на высоте, почувствовать себя величайшим из людей, в сравнении с которым меркнет Александр Вели¬кий. Ты действуешь в соответствии с манипуляциями других. Это не настоящее действие.
читать дальшеБудда шел по деревне, и люди пришли и стали его ос¬корблять. И они употребляли все оскорбительные слова, ко¬торые только знали. Будда стоял и молча слушал, очень внимательно, а потом сказал:
— Спасибо, что вы пришли ко мне, но я тороплюсь. Я дол¬жен добраться до следующей деревни, меня там ждут. Я не могу сегодня посвятить вам больше времени, но завтра я вернусь, и у меня будет боль¬ше времени. Вы можете сно¬ва собраться, и завтра, если ос¬танется еще что-то, что вы хо¬тели мне сказать, но не смогли, вы сможете это сказать. Но сегодня — извините.
Эти люди не могли поверить своим ушам, своим гла¬зам: на этого человека совершенно ничего не действова¬ло, ничто его не отвлекало. Один из них спросил:
— Ты что, нас не расслышал? Мы оскорбляли тебя, как только могли, а ты даже не ответил! Будда сказал:
— Если вы хотели ответа, то пришли слишком позд¬но. Вы должны были прийти десять лет назад, тогда бы я вам ответил. Но за эти десять лет я перестал подда¬ваться манипуляциям других. Я больше не раб, я сам себе хозяин. Я действую согласно самому себе, не кому-то другому. Я действую согласно моей внутренней по¬требности. Вы ни к чему не можете меня вынудить. Все в полном порядке — вы хотели меня оскорблять, вы меня оскорбили. Пусть это принесет вам удовлетворе¬ние; вы прекрасно сделали свою работу. Но, что касается
меня, я не принимаю ваших оскорблений, а если я их не принимаю, они бессмысленны.
Когда тебя кто-то оскорбляет, ты должен стать вос¬принимающим; ты должен принять то, что он говорит, лишь тогда ты можешь реагировать. Но если ты не при¬нимаешь, если ты просто остаешься непривязанным, если соблюдаешь расстояние, если остаешься спокойным, что он может сделать?
Будда сказал:
— Кто угодно может бросить горящий факел в реку. Он останется горящим, пока не коснется реки. В то время, как он упадет в реку, огня не станет — река охладит его. Я стал рекой. Вы кидаете в меня оскорбления — они горят, когда вы их кидаете, но в то мгновение, как они достигают меня, в моей прохладе огонь гаснет. Они боль¬ше не ранят. Вы кидаете шипы — падая в мое молчание, они становятся цветами. Я действую из своей собствен¬ной внутренней природы.
Это спонтанность.
читать дальшеЧеловек осознанности, понимания действует. Человек, который неосознан, бессознателен, механичен, подобен роботу, реагирует.
И дело не в том, что человек осознанности только наблюдает, наблюдение — это одна сторона его сущест¬ва. Он не действует без наблюдения. Но не понимайте неправильно — вся Индия, например, неправильно пони¬мала таких людей, как Будда; поэтому вся страна потеря¬ла активность. Думая, что все великие мастера говорят:
«Сиди в молчании», эта страна стала ленивой, запущен¬ной. Эта страна потеряла энергию, силы, жизнь. Она стала совершенно тупой, неразумной, потому что разум обост¬ряется, лишь когда ты действуешь.
И когда ты действуешь от мгновения к мгновению из своей осознанности и наблюдательности, возникает вели¬кий разум. Ты начинаешь сиять, ты становишься светя¬щимся. Но это происходит благодаря двум вещам: на¬блюдению и действию из этого наблюдения. Если на¬блюдение становится бездействием, ты совершаешь са¬моубийство.
Наблюдение должно вести тебя к действию, к новому об¬разу действия. Новое качест¬во приводится в действие. Ты наблюдаешь, ты совершенно тих и молчалив. Ты видишь, какова ситуация, и из этого видения отвечаешь. Человек осознанности отвечает, он от¬ветственен — буквально! Он отвечает, он не реагирует. Его действие рождается из его осо¬знанности, не из твоих мани¬пуляций; в этом разница. По¬этому нет никакой несовмести¬мости между наблюдением и спонтанностью. Наблюдение — это начало спонтанности; спонтанность — осуществле¬ние наблюдения.
Настоящий человек понимания действует — дейст¬вует безмерно, действует тотально, но он действует в мгновении из своего сознания. Он подобен зеркалу. Обычный человек, бессознательный человек похож не на зеркало, а на фотопленку. В чем разница между зер¬калом и фотопленкой? Фотопленка, как только она за¬свечена, становится бесполезной. Она получает отпеча¬ток, подвергается впечатлению — она несет картину. Но помни, картина эта — не реальность, реальность про¬должает расти. Ты можешь пойти в сад и сфотографи¬ровать куст розы. Завтра эта фотография останется преж¬ней, и послезавтра тоже. Пойди и снова посмотри на куст розы — он больше не прежний. Старых роз не стало, появились новые розы. Случилась тысяча и одна вещь.
читать дальшеЖизнь никогда не статична, она постоянно меняется. Твой ум действует, как фотоаппарат, продолжает накап¬ливать изображения — это альбом. И из этих изображе¬ний ты продолжаешь реагировать. Поэтому ты никогда не верен жизни, потому что все, что бы ты ни делал, неправильно. Что бы ты ни де¬лал, говорю я, неправильно. Это никогда не подходит.
Одна женщина показывала своему ребенку семейный аль¬бом, и им попалась фотография красивого молодого человека — густые волосы, борода, очень молодой, очень живой. Мальчик спросил:
— Мама, кто этот человек?
— Разве ты его не узна¬ешь? — сказала женщина. — Это же твой папа!
Мальчик выглядел озада¬ченным, он сказал:
— Если это мой папа, кто же тогда этот лысый человек, который живет с нами?